Праворуб — юристы и адвокаты: судебная практика и рейтинги
Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта
На очередном заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека обсуждались вопросы противодействия исполнению адвокатами своих профессиональных обязанностей.

Член СПЧ, судья КС РФ в отставке Тамара Морщакова выразила мнение, согласно которому в настоящее время адвокат сильно зависим от следователя: «При нынешнем уголовно-процессуальном регулировании все, что может сделать адвокат-защитник по уголовному делу, находится полностью в сфере власти, в сфере решений органов, представляющих публичное обвинение.

Ни одно ходатайство адвоката не будет удовлетворено, ни один материал, представляемый им, не будет приобщен к материалам уголовного дела, если на это не согласится другая сторона. Это показывает, что на самом деле процессуальные гарантии равноправия адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве требуют существенного укрепления».

Тамара Морщакова также считает, что права адвокатов регулярно нарушаются: «Часто адвокатов пытаются отстранить от осуществляемой ими защиты, если они кажутся мешающими. Адвокатов подвергают необоснованно, вопреки существующему иммунитету, таким принудительным процессуальным мерам, как проведение у них обыска, изъятие у них документов, что прямо нарушает такой статус правового адвоката, который предполагает конфиденциальность всего того, что они делают по поручению своих клиентов в конкретном уголовном деле.

Более того, адвокатов пытаются допрашивать как свидетелей по делам их клиентов и даже привлекать к уголовной ответственности, если они, аргументируя свою позицию защиты, приводят какие-то доводы, которые органам расследования кажутся либо клеветническими, либо оскорбительными».

В связи с этим Тамара Морщакова считает необходимым, и СПЧ ранее уже поддержал ее в этом, введение ответственности за противозаконное воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката: «Такая ответственность есть для журналистов, для представителей различных государственных структур, если им препятствуют в осуществлении их деятельности. Но такой ответственности нет для существенной правовой функции, которую осуществляет в государстве адвокат-защитник».

Президент РФ Владимир Путин сообщил, что ранее получил предложения Тамары Морщаковой и передал их в Главное государственно-правовое управление Президента РФ с поручением проработать данный вопрос. При этом глава государства отметил, что поддерживает эту идею.

Член СПЧ, советник ФПА Юрий Костанов, также выступивший на заседании, отметил, что часто у адвокатов есть проблемы с допуском к подзащитным: «По закону я обязан предъявить на входе в изолятор удостоверение и ордер. Так по закону. И написано, что запрещено требовать еще какие-либо документы. Тем не менее порой меня не пускают, говоря при этом: «Покажите разрешение от следователя».

Но ведь в Конституции указано, что каждый задержанный, обвиняемый имеет право пользоваться помощью защитника с момента задержания. Не с того момента, когда я разыщу следователя, – он, может, пошел обедать. Я не должен ходить по столовым, по гостиницам, я не знаю, еще куда, я не должен искать следователя. Момент моего появления не должен зависеть от следователя, от суда или от кого-то еще».

Владимир Путин выразил недоумение по поводу того, что такая проблема существует, и поддержал Юрия Костанова. Глава государства предложил советнику ФПА представить ему свои предложения и замечания в письменном виде: «Генеральная прокуратура РФ должна заняться этим напрямую, это ее обязанность – защита прав граждан. И если нужны какие-то дополнительные решения на уровне Верховного Суда РФ, других инстанций, нужны какие-то дополнения в закон, давайте мы это сделаем».

P.S. Комментировать тут особо нечего. Остается только процитировать надпись с плакатика в кабинете агента Малдера:

 I Want to Believe
Автор публикации
Адвокат
Россия, Москва и Московская область, Москва

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Комментарии (47)
      02 Октября 2015, 19:39 #

      Уважаемый Александр Витальевич, благодарю за публикацию. Я пропустил это событие. Остается надеяться, что, кроме будущих изменений и дополнений в законах, эти новые нормы станут исполнять. Впечатлили слова ВВ:"… если нужны дополнительные решения Верховного Суда РФ, то давайте сделаем это". Т.е. сейчас позвоню и будет вам Постановление Пленума, скажем. :?

      +13
      Свернуть ветку
        03 Октября 2015, 10:59 #

        Уважаемый Александр Александрович,
        Ну да, В.В. время от времени отличается убийственной откровенностью.:x

        +3
        Свернуть ветку

          Уважаемый Александр Витальевич, а у меня письменные ответы от президента, где он говорит, что он «не вправе вмешиваться в деятельность  судов». Интересно, когда он говорит правду?:)

          +5
          Свернуть ветку
            11 Октября 2015, 23:32 #

            Уважаемый Евгений Алексеевич, я подозреваю, что эти «письменные ответы от Президента» сам Президент даже не видел.

            +1
            Свернуть ветку

              Уважаемый Сергей Иванович, эти письма подписываются именем президента и с его молчаливого согласия. Меня лично не устраивает принцип: Царь добрый — это его бояре обманывают. Попробуй о таком заикнись в воинском подразделении, которое ты возглавляешь. Ты за него отвечаешь, даже находясь в отпуске.

      03 Октября 2015, 13:05 #

      Уважаемый Александр Витальевич, у нас в Архангельской области и обыска проводят в кабинетах адвокатов, изымают документы, пытаются допросить и вывести таким образом из сложных и проблематичных уголовных дел, не пускают в СИЗО без разрешения долбанного следователя, короче весь тот перечень преград,  о чем Вы указываете в своей статье. Иногда складывается впечатление, что государство вернулось к 38- му году!
      В связи с чем, полагаю, что в нашей стране ничего к лучшему  не измениться, а станет ещё хуже, государству это не выгодно.

      +2
      Свернуть ветку
        03 Октября 2015, 14:32 #

        Уважаемый Роман Валерьевич, статья не моя, я ее честно скопировал по ссылке. Ну а нарушения, так они везде есть. Вот, надеюсь, что ВВ на это внимание обратит.… очередная победа надежды над опытом.

        +3
        Свернуть ветку
          06 Октября 2015, 11:00 #

          Уважаемый Александр Витальевич, Вы не производите впечатление человека, у которого -по Салтыкову -Щедрину::-«Усердие, превозмогает Разум."
          Я к тому, что безуспешно пытаетесь прикинуться.

          +1

      Уважаемый Александр Витальевич, надо полагать, что выступления уважаемых членов СПЧ о насущных  проблемах, волнующих все адвокатское сообщество, будут не только услышаны, но и повлекут реальные поручения В.В.  и их исполнение. 
      Передать предложение в ГПУ это хорошо, но… бюрократическая машина такая неповоротливая...:x
        Александр Витальевич, все же будем надеяться, что сон пройдёт и будет реальность, я не знаю, но хочу верить (to believe):)

      +3

      Уважаемый Александр Витальевич!
      Ни одно ходатайство адвоката не будет удовлетворено, ни один материал, представляемый им, не будет приобщен к материалам уголовного дела, если на это не согласится другая сторона. Это показывает, что на самом деле процессуальные гарантии равноправия адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве требуют существенного укрепления».Эти слова — золотыми скрижалями на всю адвокатскую деятельность.
      Не понимаю, какими достижениями гордятся адвокаты.
      Достижение одно — право заявить ходатайство.

      +1
      Свернуть ветку
        04 Октября 2015, 22:47 #

        Уважаемый Анатолий Кириллович, гордятся тем, что не смотря на такие условия, порой удается добиваться требуемого результата.

        +3
        Свернуть ветку

          Уважаемый Александр Витальевич!
          ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ ЯВЛЯЕТСЯ АДЕКВАТНЫЙ СУДЬЯ.
          ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ИГРА — КОЛЛЕКТИВНАЯ.
          ЕСЛИ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ГОЛ ЗАБЫЛИ ИМЕННО ВЫ, ТО ВЫ ОШИБАЕТЕСЬ.
          ГОЛ ВОЗНИК И БЛАГОДАРЯ ВРАТАРЮ!

          +3
          Свернуть ветку
            05 Октября 2015, 06:26 #

            Уважаемый Анатолий Кириллович,
            ага, расскажите это присяжным, регулярно оправдывавшим моих подзащитных как по отдельным эпизодам, так и по всему объему обвинения.

            +1
            Свернуть ветку

              Уважаемый Александр Витальевич!
              расскажите это присяжным1. Присяжные — это процессуально безграмотный участник уголовного судопроизводства. Но эмоционально поддающийся.
              Если Вы добиваетесь побед, то благодаря не только высочайшей адвокатской квалификации, но и ораторскому, артистическому, убеждающему, гипнотическому и прочему таланту.
              Это только огромный плюсище Вашей разносторонней одарённости.
              2. Но после того, как Вы полностью выложились и сделали всё возможное и невозможное, конечный результат может оказаться в пользу противоположной стороны. Обидно, если при этом решающая или(и) противоположной сторона извращает или(и) грубо игнорирует закон.
              3. И Вы проигрываете. По тому, что:
              а) игра коллективная
              б) противник позволяет себе безнаказанно нарушать правила.
              4. Я лично восторгаюсь Вашим талантом и мой коммент не направлен на принижение Ваших успехов. Но на результаты влияете не только Вы, но безответственные решатели.

              +1
            05 Октября 2015, 10:06 #

            Уважаемый Анатолий Кириллович, да, кстати, мне почему-то кажется, что Ваше утверждение примерно столь же корректно, как утверждение, что результаты судебно-медицинской экспертизы заслуга не патанатома а трупа. 

            +3
            Свернуть ветку

              Уважаемый Александр Витальевич!
              заслуга не патанатома а трупаАналогия не корректная. Труп, как объект экспертизы, не является процессуальным участником уголовного судопроизводства.
              Если отбросить это, то Вы полностью правы.
              Обеспечиваем гипотетическую возможность двум судебно-медицинским экспертам «одинаковой силы» вскрыть один и тот же труп, то результаты экспертизы будут совпадающими.

              +1
              Свернуть ветку
                11 Октября 2015, 23:36 #

                Уважаемый Анатолий Кириллович, к сожалению — не всегда. Наши эксперты умеют творить чудеса.

        06 Октября 2015, 06:24 #

        Уважаемая Ольга Витальевна,
        1. Есть в ВС Мордовии судья Устимов- бывший адвокат. Так вот, до сих пор сожалею, что он это негласное требование как-то обошел. Видимо не в адвокатах дело, «Тут всю систему менять надо» (Сантехник Сидоров)
        2. А к таким — я-б сказал, да центр-Э не дремлет.

        +2
        Свернуть ветку

          Уважаемый Александр Витальевич, судя по тому, как закручивают гайки, система только крепнет и разваливаться не собирается.

          +2
          Свернуть ветку
            06 Октября 2015, 06:29 #

            Уважаемая Ольга Витальевна, нет такой системы, которая не смотря на свою крепость, в один прекрасный день не рухнула бы.

            +2
            Свернуть ветку
          06 Октября 2015, 19:37 #

          Уважаемая Ольга Витальевна, слышал о негласном требовании, чтобы у судьи областного уровня супруг не должен быть адвокатом в этом же субьекте РФ.
          Так ли это?
           

          Свернуть ветку
        06 Октября 2015, 14:17 #

        Недавно следователь, в очередной раз тупо и необоснованно отказав в удовлетворении моего ходатайства, заявил, что у нас состязательный процесс и мы с ним вот так состязаемся. То есть, я с заклеенным ртом и связанными руками, а он с кувалдой наперевес.)))(headbang)
        Может что и изменится у нас… Хотелось бы верить.

        +3
        Свернуть ветку
          06 Октября 2015, 19:44 #

          Уважаемая Ирина Викторовна, Вы имеете право обжаловать необоснованный отказ в удовлетворении ходатайства (забивайте гвозди без шляпки в спинку и сиденье стула следователя) :)
          Лучше (gun) чем (headbang)
           

          +1
          Свернуть ветку
            06 Октября 2015, 21:29 #

            Уважаемый Александр А, иногда такое обжалование может сильно навредить.

            +1
          08 Октября 2015, 16:27 #

          Уважаемая Ирина Викторовна, ну остается только вспомнить ст. 20 УПК РСФСР! Помните такую? Застали? Я помню!

          +2
          Свернуть ветку

        обсуждались вопросы противодействия исполнению адвокатами своих профессиональных обязанностей
        Уважаемый Александр Витальевич, а там, случайно, про деревянную госэкспертизу не обсуждалось?
        ;( 

        08 Октября 2015, 08:33 #

        Что тут говорить, если некоторые федеральные судьи и судьи областных судов с гордостью говорят, что за десятилетние стажи работ они НЕ ПОЗВОЛИЛИ   себе вынести, или оставить в силе, оправдательный приговор!!!
        Есть правда мировые судьи, которым приходится выносить оправдательные приговоры по делам частного обвинения, но и они боятся уголовных дел пришедших в порядке ст. 222 УПК РФ с прокуратуры. 

        +4
        Свернуть ветку
          08 Октября 2015, 09:04 #

          Уважаемый Владимир Юрьевич, совершенно верно. Теперь посмотрим, будут ли приняты какие-то меры по ситуации описанной в статье, либо же все снова уйдет в песок, как стало с недавней инициативой ВВ о расширении полномочий суда присяжных.

          +4
        08 Октября 2015, 16:25 #

        Уважаемый Александр Витальевич, хорошая статья, но грустная. Следующую на позитиве, плиз! Нет сомнений, что обвинительный уклон за последние два года качественно мутировал и превратился в молчаливый сговор, пробиваемый только в двух случаях: 1. судья воспитан в годы так теперь всеми проклинаемой Перестройки; 2. процессуальные нарушения носят просто вопиющий характер и прокурор «Сказочный… д-б», ну как фильме Даун Хаус, которого из больницы зря выпустили.

        +4
        11 Октября 2015, 23:54 #

        Коллеги! В любом случае надо постараться воспользоваться такой возможность и укрепить свое процессуальное положение. Предлагаю создать раздел, где каждый сможет внести свои предложения по этой теме. Например я готов довести такие предложения до руководства Федеральной Палаты Адвокатов и поддержать их на уровне Общественной палаты. Если ВВ «дал добро» — грех не воспользоваться таким шансом. Когда еще такое будет? А вдруг получиться! Надо надеяться на лучшее, а не плакаться о настоящем.

        +2
        Свернуть ветку
          12 Октября 2015, 12:12 #

          Уважаемый Сергей Иванович, Вам лучше всего создать отдельную публикацию с Вашим предложением. Данная статья уже достаточно старая и не многие коллеги ее просматривают.

          +2
          12 Октября 2015, 12:37 #

          Уважаемый Сергей Иванович, поддерживаю мнение Александра Витальевича.
          И уже заодно Ваше фото смените. Кого-то оно мне напоминает.:?

          +1
          Свернуть ветку
            12 Октября 2015, 12:53 #

            Уважаемый Владимир Михайлович, фото МОЕ, лет 10-15 назад. О сходстве с кем-то мне говорят часто.:) Раньше, когда еще в кабинете вел прием населения, это была стандартная фраза каждого второго.

            +3
            Свернуть ветку
              12 Октября 2015, 13:01 #

              Уважаемый Сергей Иванович, это просто удивительно!8)
              Беру свое замечание назад безвозвратно!

              +2
              12 Октября 2015, 13:11 #

              Уважаемый Сергей Иванович, интересно, а в обычной жизни ТАКОЕ сходство как то помогает?!? Может без очереди пропускают (АЗС/магазины/проч. присутственные места)?:)

              +1
              12 Октября 2015, 13:22 #

              Уважаемый Сергей Иванович, ого, должно быть занятный эффект для адвоката :)

              +1

    Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

    Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

    Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

    Личные блоги
    Ответственность за дефекты, выявленные в процессе реализации проекта
    Юрист
    user316325
    26 Декабря 2025, 10:28
    Личные блоги
    Подросток вне закона? Ответственность за драки, вандализм и вымогательство в школе — полный разбор для ...
    Юрист
    Тарасов Вячеслав Васильевич
    21 Января, 14:06
    Судебная практика
    Дело о возмещении ущерба, причиненного затоплением. Собственник, осуществивший самовольную замену общего ...
    Адвокат
    Сиротина Ольга Ивановна
    19 Июня 2014, 13:04
    Судебная практика
    Собственник квартиры разделил с ЖСК ответственность за вину в залитии квартиры. Отвечает ли собственник ...
    Юрист
    Шилова Ольга Алексеевна
    14 Августа 2020, 23:09
    Личные блоги
    Ответственность за самовольное строительство в Москве
    Адвокат
    user56421
    14 Февраля 2022, 16:41
    Статьи
    Залог успешной работы адвоката – наличие честного и справедливого суда. Проблемные вопросы судебной адвокатуры ...
    Адвокат
    Сергеев Владимир Иванович
    06 Ноября 2010, 21:30
    Статьи
    Уголовная ответственность за несвоевременную выплату заработной платы
    Адвокат
    aakupriyanov
    22 Апреля 2010, 04:17
    Статьи
    Коммерческие аспекты деятельности адвоката
    Адвокат
    rgmelnichenko
    05 Марта 2010, 04:10
    Статьи
    Уклонение от уплаты налогов. Ответственность за контрагентов.
    Адвокат
    Фищук Александр Алексеевич
    17 Сентября 2016, 09:39
    Личные блоги
    Субботнее расслабление: от ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ деятельности адвоката (попытка фельетона)
    Адвокат
    Паншев Сергей Леонидович
    27 Июня 2015, 06:37
    Личные блоги
    Ответственность за дефекты, выявленные в процессе реализации проекта
    Юрист
    user316325
    26 Декабря 2025, 10:28
    Личные блоги
    Подросток вне закона? Ответственность за драки, вандализм и вымогательство в школе — полный разбор для ...
    Юрист
    Тарасов Вячеслав Васильевич
    21 Января, 14:06
    Судебная практика
    Дело о возмещении ущерба, причиненного затоплением. Собственник, осуществивший самовольную замену общего ...
    Адвокат
    Сиротина Ольга Ивановна
    19 Июня 2014, 13:04
    Судебная практика
    Собственник квартиры разделил с ЖСК ответственность за вину в залитии квартиры. Отвечает ли собственник ...
    Юрист
    Шилова Ольга Алексеевна
    14 Августа 2020, 23:09
    Личные блоги
    Ответственность за самовольное строительство в Москве
    Адвокат
    user56421
    14 Февраля 2022, 16:41
    Статьи
    Залог успешной работы адвоката – наличие честного и справедливого суда. Проблемные вопросы судебной адвокатуры ...
    Адвокат
    Сергеев Владимир Иванович
    06 Ноября 2010, 21:30
    Статьи
    Уголовная ответственность за несвоевременную выплату заработной платы
    Адвокат
    aakupriyanov
    22 Апреля 2010, 04:17
    Статьи
    Коммерческие аспекты деятельности адвоката
    Адвокат
    rgmelnichenko
    05 Марта 2010, 04:10
    Статьи
    Уклонение от уплаты налогов. Ответственность за контрагентов.
    Адвокат
    Фищук Александр Алексеевич
    17 Сентября 2016, 09:39
    Личные блоги
    Субботнее расслабление: от ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ деятельности адвоката (попытка фельетона)
    Адвокат
    Паншев Сергей Леонидович
    27 Июня 2015, 06:37
    Ваши персональные заметки к публикации
    Видны только вам

    Рейтинг публикации: «Ответственность за воспрепятствование деятельности адвоката» 4 звезд из 5 на основе 22 оценок.
    ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
    Специализируюсь на защите и представительстве по уголовным делам.
    В рамках адвокатской деятельности оказываю юр. помощь по многим вопросам.
    Являюсь также профессиональным медиатором.
    ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
    Сопровождение бизнеса и IT: КИИ, ФСТЭК, налоги. Защита директоров и собственников в делах о банкротстве и субсидиарной ответственности. Налоговые преступления (ст.198,199). 20+ лет опыта, 250+ кейсов
    ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
    Моя специализация бизнес и финансы.
    Защита по сложным уголовным экономическим делам.
    Борьба с фальсификациями и незаконными методами расследования. Опыт, надёжность, добросовестность!
    ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
    ● Недвижимость. Легализация самостроя. Наследство. Земля. Суды с ДГИ Москвы.
    ● Арбитраж. Банкротство. ФАС. Юридическое сопровождение вашего бизнеса.
    ● Юрист по ВЭД. Споры с ФТС. Международное право.
    ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
    Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
    Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
    Разместить свою визитку
    Похожие публикации
    Ответственность за дефекты, выявленные в процессе реализации проекта
    Личные блоги, 26 Декабря 2025, 10:28 26 Декабря 2025, 10:28
    Подросток вне закона? Ответственность за драки, вандализм и вымогательство в школе — полный разбор для ...
    Личные блоги, 21 Января, 14:06 21 Января, 14:06
    Дело о возмещении ущерба, причиненного затоплением. Собственник, осуществивший самовольную замену общего ...
    Судебная практика, 19 Июня 2014, 13:04 19 Июня 2014, 13:04
    Собственник квартиры разделил с ЖСК ответственность за вину в залитии квартиры. Отвечает ли собственник ...
    Судебная практика, 14 Августа 2020, 23:09 14 Августа 2020, 23:09
    Ответственность за самовольное строительство в Москве
    Личные блоги, 14 Февраля 2022, 16:41 14 Февраля 2022, 16:41
    Залог успешной работы адвоката – наличие честного и справедливого суда. Проблемные вопросы судебной адвокатуры ...
    Статьи, 06 Ноября 2010, 21:30 06 Ноября 2010, 21:30
    Уголовная ответственность за несвоевременную выплату заработной платы
    Статьи, 22 Апреля 2010, 04:17 22 Апреля 2010, 04:17
    Коммерческие аспекты деятельности адвоката
    Статьи, 05 Марта 2010, 04:10 05 Марта 2010, 04:10
    Уклонение от уплаты налогов. Ответственность за контрагентов.
    Статьи, 17 Сентября 2016, 09:39 17 Сентября 2016, 09:39
    Субботнее расслабление: от ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ деятельности адвоката (попытка фельетона)
    Личные блоги, 27 Июня 2015, 06:37 27 Июня 2015, 06:37
    Продвигаемые публикации