
В одном из процессов произошел практически анекдотичный случай. В ходе процесса в отношении группы «скинхедов» прокурор, что-бы усилить негативное отношение присяжных к подсудимым решил продемонстрировать присяжным заседателям содержимое компьютера одного из подсудимых. Естественно, что для демонстрации он выбрал исключительно те материалы, которые укладывались в версию обвинения, о наличии у подсудимого радикальных националистических взглядов.
На большой экран в зале суда проецируется изображение с монитора компьютера. Прокурор перебирает каталоги на дисках компьютера и «выуживает» те, что подходят по названию. Интересуют его прежде всего картинки. Вот свастика, вот германский орел, вот дюжий арийский воин с мечем и в приплюснутой каске, правда, картинка развернута на бок, но ничего, прокурор нажимает на нужную кнопку и картинка переворачивается как надо, вот Железный крест на орденской ленте, вот… Картинка за картинкой, каталог за каталогом, вдруг из рядов защиты раздается голос одного из адвокатов:
— А что это там за дата изменения файла?
На проекционном экране файлы компьютера отображались в табличном варианте- название файла, а затем технические данные- размер, дата создания, дата изменения… Вот к этой дате один из адвокатов и присмотрелся, а там… короче говоря, получается что этот файл вчера кто-то и зачем-то изменял. Остальные адвокаты моментально включаются в бой:
— Фальсификация!
— Что вы там в картинках перерисовывали?
— Давайте теперь все файлы проверим!
Еще несколько файлов тоже оказываются измененными за день до сегодняшнего заседания. Прокурор, как сомнамбула (еще-бы, такой удар) исполняет все указания исходящие со стороны защиты, прокручивая вниз таблицу с файлами:
-Так, чуть ниже, еще чуть чуть… ага, еще один измененный файл! Теперь еще ниже…
Первым в себя приходит судья.
— Объявляется перерыв. Присяжным просьба пройти в совещательную комнату.
Говорит судья совершенно неубедительным голосом, в котором проскакивают нотки указывающие на его паническое состояние.
Присяжные уходят, но накал ситуации не спадает. Адвокаты продолжают давить на обвинение. Председательствующий объявляет перерыв до следующего дня. Следующее судебное заседание начинается с допроса специалиста.
За трибунку встает какой-то парень, явно чувствующий себя не в своей тарелке. Обвинение представляет его как специалиста в компьютерной технике, сообщает о его образовании и месте работы. Суть показаний сводится к тому, что изменить время изменения файла можно умышленно, а если это никто не делал специально, то это могут быть последствия деятельности компьютерных вирусов.
— Что это за вирусы, как называются, кем разработаны?
Начинает задавать вопросы защита.
— Ну я сейчас не смогу ответить, нужно посмотреть по справочникам…
Выдавливает из себя «специалист».
— Хорошо, вы такие вирусы на исследуемом компьютере обнаружили?
— Нет, ну я его не осматривал, это специальные программы нужны, ну и вообще может быть вируса там уже нет.
— Аааа… ну ну… теряет к нему интерес сторона защиты.
Присяжные смотрят на «специалиста» кто с иронией, кто со смесью брезгливости и сочувствия, ну знаете, так обычно на раздавленных лягушек смотрят. От прокурорско-судейской самоуверенности уже и следа не осталось. Нет, конечно они старательно пытаются ее имитировать, но получается неубедительно. В их глазах читается желание поскорее забыть об этом инциденте. Это поле боя целиком осталось за защитой.
Меня же этот допрос «специалиста» с рассказами о неких «компьютерных вирусах» неизвестно зачем изменяющих даты изменения файлов изрядно развеселил. Причем не столько несуразной версией обвинения, сколько совершенно сюрреалистичной тупостью и прокурора и судьи и их доморощенного «специалиста».
Еще в прошлом судебном заседании до меня дошла вся суть произошедшего. Конечно же ни о какой фальсификации тут речи не шло (хотя выглядело это именно так). Дело в том, что когда прокурор демонстрировал присяжным картинки из компьютера и переворачивал некоторые из них в надлежащем ракурсе он, на невинный вопрос просмотровой программы «Сохранить изменения? Да. Нет.» отвечал «Да». А вчерашний день… ну так компьютер хранился в вещьдоках года два, вот видимо системные часы и «подотстали».
… а для прокурора произошедшее, по моему так до сих пор загадкой и остается.
В общем, внимательнее надо быть, ну и компьютерную технику, тоже осваивать надо :-)